Loe

Фестиваль Балтийских городов : Зигмунд и Фрейд, приправленные джазом

Юлия Долгих, www.Санкт-Петербург.ру

Юлия Долгих, www.Санкт-Петербург.ру

В Санкт-Петербурге завершился третий международный фестиваль Балтийских городов. Организованный с целью сохранения культурных традиций и создания общего культурного пространства в регионе Балтийского моря, с каждым годом фестиваль расширяется как географически, так и в рамках программы. В этом году впервые выступили актерские составы из Польши, а джазовая программа стала равноценной театральной.

Особый дух фестиваль проявился с церемонии открытия. У входа в театр гостей встречал джазовый оркестр, предваряя программу открытия концерта “Весь этот джаз”. Параллельно на двух сценах — малой и большой — шли выступления музыкантов и актеров. “Джаз и театр близки — и то, и другое искусство по-своему импровизационное”, — отметил ведущий церемонии. Эта импровизация и была продемонстрирована зрителям. Зал Большой сцены, где играли джаз, был полон. Пришли как ценители и любители старого джаза — пожилые люди, так и молодежь. Концерт, растянувшийся на три часа, доставил удовольствие и тем, и другим.

Открыл концерт оркестр “Саксофоны Санкт — Петербурга” под руководством Геннадия Гольштейна. Прозвучали такие известные композиции: “Come to me my melancholic baby”, “The best things in life are free”, “I can’t give you anything but love”. Сам маэстро сказал, что счастлив, что джазовая музыка включена в рамки фестиваля. “Музыка преображает генетический код. И мы играем именно такую музыку”, – отметил Гольдштейн. После выступления оркестра Давид Голощекин виртуозно исполнил джазовые композиции, доказав в очередной раз, что скрипка так же органична в джазе как саксофон.

Музыкальные коллективы из Литвы познакомили зрителей как с классическим, так и с современным джазом. Молодежный квартет из Вильнюса исполнил собственные композиции “Drops” (капли) и “Trip” (путешествие), вступив таким образом в противоречие с утверждением Геннадия Гольштейна “Мы играем музыку, которую давно никто не пишет”.

На малой же сцене программа фестиваля открылась спектаклем польского театра КТО: “Я продам дом, в котором не могу больше жить”. Театральное представление началось уже у входа в зал, где зрители наблюдали ссору танцующей танго пары, прошли мимо печатающего на старинной печатной машинке секретаря и босой девушки, читающей книгу. Да и в зал можно было попасть только в порядке определенной очереди. “Сначала женщины в очках, потом – супружеские пары, а следом – женщины, которые считают себя красавицами”, – выкрикивал импозантный мужчина, проверяющий билеты.

Сам спектакль состоял из небольших сценок, каждая из которых словно показывала новую остановку поезда, шум и стук колес которого слышался между эпизодами. Почти без слов, под необычную музыку, артисты показали рождение ребенка через эмоции ожидающего родов папаши. Далее зрители увидели мим- представления недотепы — шарманщика и грабителей. Ожидающие на чемоданах люди оживали своими характерами и интересами. Прекрасная постановка и игра польских актеров, впервые участвующих в фестивале, подтверждает, что географически фестиваль развивается в нужном направлении.

Второй спектакль этого коллектива “Кихотаж” (по роману Сервантеса “Дон Кихот”) не вместился в формат театральных подмостков. Это большое уличное представление зрители могли увидеть в Александровском саду.

Программа Каунаса была представлена постановкой Каунасского государственного драматического театра “Маленькие супружеские преступления”, а также выступлением ансамбля народного искусства “Рателинис”.

А одним из самых ярких событий стал спектакль театра “Ванемуйне” из Эстонии, закрывающий фестиваль. Эстонский коллектив показал пластический комедийный спектакль “Зигмунд и Фрейд”. Свою интерпретацию мыслей, работы и жизни известного врача, представил хореограф и режиссер Александр Пепеляев. Театр “Ванемуйне” является старейшим театром Эстонии: с 1870 года здесь проходят постановки словесного, музыкального и танцевального жанров. Надо заметить, это единственный театр в Эстонии, где опера соседствует с модерн — балетом, а детский спектакль с мюзиклом.

Модерново — театральная танцевальная постановка вкупе с неординарными видеоинсталляциями под музыку Иоганна Штрауса сына создает странное ощущение ирреальности происходящего. По словам самого режиссера “Хореография и знакомый нам образ Фрейда — понятия несовместимые. Я пытаюсь совместить их в снах”. Эти сны, перетекающие один в другой, из врача в пациентов, из героев в видеоряд, на протяжении почти двух часов держат зрителя в недоумении — где же главная идея, завязка сюжета. Это не биография или личность Фрейда, не психоанализ или взаимодействие с окружающим миром — это отражение его в своих пациентах, в танцах с ними, в снах о них.

Прекрасная пластика актеров и правильно расставленные акценты создают попеременно трогательные и вызывающие отвращение образы и картины. Так, дуэт двух маленьких скрипачей сменяет сцена насилия, а пронизанный одиночеством танец рыжеволосой пациентки – подобием гильотины, под которой летят головы всех персонажей.

В последние годы страны Балтии все больше стремятся к сотрудничеству и взаимному развитию. Фестивали, биеннале, конкурсы, собирающие участников из Латвии, Литвы, Эстонии, стран Скандинавии и России, проводятся все чаще и с каждым годом все масштабнее. Единение, пусть пока и на культурном уровне, знакомство с национальными особенностями и обмен опытом — в этом видят будущее организаторы подобных фестивалей. И учитывая расширение и растущую глобальность событий, это будущее уже наступает.

01.07.2008